Составление жалоб, претензий, заявлений и ходатайств
Консультация юриста по составлению жалоб, претензий, заявлений, ходатайств. Услуги юриста при составлении жалоб, заявлений, претензий, ходатайств. Помощь юриста и представление интересов в суде.
Телефон консультации +7 (495) 740-31-93
«Жалоба», «заявление», «ходатайство» — понятия широко известные и в общем смысле,
Основное отличие между ними — предмет обращения.
Жалоба — это просьба об устранении какого-либо обстоятельства или восстановления справедливости, связанное с нарушением прав и законных интересов заявителя.
Заявление (ходатайство) — обращение, не связанное (в отличии от жалобы) с нарушением прав и законных интересов и не содержащее поэтому требований об устранении такого нарушения.
Заявления подаются, во-первых, в целях реализации прав или законного интереса гражданина (например, заявление о приеме на работу) и, во-вторых, для сообщения о недостатках в работе предприятий и организаций и внесение предложений по устранению этих недостатков.
Право на жалобу (заявление) имеет не только любой гражданин России, но и лица без гражданства и иностранцы.
Процессуальный смысл перечисленных понятий. «Ходатайство», например, это официальная просьба о совершении какого-либо процессуального действия или принятия решения, обращенная к органу дознания, следствия, прокурору или суду. «Заявление» (в том числе и исковое) — форма обращения в суд.
Жалоба может быть кассационной — обращение в вышестоящий суд с просьбой об изменении приговора или решения, вынесенного судом первой инстанции; отказ в совершении нотариального действия и т.д. и т.п. В этом случае право принесения жалобы имеет ограниченный законом узкий круг лиц: подозреваемый, обвиняемы, их законные представители, защитник (юрист), потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, прокурор, общественный обвинитель — в уголовном процессе; истец, ответчик, третьи лица, заявитель, их представитель, прокурор — в гражданском процессе.
Право гражданина на жалобу гарантируется Конституцией РФ. Жалоба (заявление), как и любой официальный документ, должна быть правильно оформлена.
Если гражданин обращается к официальному лицу устно, его обращение должно быть зарегистрировано в специальном журнале. Если же жалоба изложена письменно, то она должна быть в обязательном порядке подписана обратившимся с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа дела, данные о месте жительства, работы или учебы.
Обращение, не содержащее перечисленных сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Что нужно, чтобы жалоба была рассмотрена в наиболее короткий срок?
Во-первых, жалобы и заявления рекомендуются подавать именно в те государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относиться разрешение данного вопроса. У многих граждан до сих пор существует убежденность, что чем «выше» будет адресована жалоба, тем она быстрее разрешиться. Это далеко не так! Обращение все равно направят в тот орган, который обязан решать конкретный вопрос. Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации их руководители и другие должностные лица, к ведению которых не относиться решение вопроса, поставленного в заявлениях и жалобах, обязаны направить их не более чем в 5-дневный срок по принадлежности, известив об этом заявителя, а при личном приеме обязаны разъяснить, куда им следует обратиться.
Во-вторых, если вы обжалуете действия государственного, или иного органа (предприятия, учреждения, организации) либо должностного лица, жалобы надо подавать в те органы или тем должностным лицам, которым они непосредственно подчиняются.
Руководители и должностные лица несут личную ответственность за организацию приема и рассмотрение заявлений и жалоб граждан. Прием должен проводиться в строго установленные дни и часы, о чес на стенде вывешивается извещение.
Запрещено направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.
Закон обязывает государственные органы и должностных лиц при рассмотрении заявлений жалоб внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проведения проверки, принимать любые другие меры для объективного разрешения вопроса. О своих решениях, принятых по заявлениям и жалобам, руководители обязаны известить подавшего заявление или жалобу в письменной или устной форме. В случае отказа в ответе должны быть изложены мотивы.
Гражданин, не согласный с решением, принятым по его жалобе (заявлению), имеет право обжаловать это решение в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или в суд.
На рассмотрение жалоб и заявлений отводиться срок до одного месяца со дня их поступления, принятия.
В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения жалобы могут быть продлены руководителем соответствующего органа, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом гражданину, подавшему жалобу (заявление).Наверх